Композитор Антонина Ростовская
Эдвард Григ считал, что «для творчества необходима радость». Не могу с этим не согласиться. Добавлю еще, что настоящее произведение искусства, будь то музыкальное произведение, роман или стихи, скульптура или картина, должно быть либо красивым (с моей точки зрения), либо привносить в нашу жизнь нечто доброе, хорошее, улучшающее наш мир. Совсем хорошо, если есть и то и другое...
Школа
В 1996 году я окончила музыкальную школу № 26, лицей Охтинского центра гуманитарно-эстетического воспитания. Именно там я и начала писать свои первые сочинения. Вначале им радовались только мои дорогие родители, и самые ближайшие родственники. Моя мама, Светлана Ростовская, в свое время окончила музыкальную школу и с удовольствием читала с листа Шопена или Чайковского. Именно она помогала мне первые три года обучения в музыкальной школе и, радуясь моим успехам в сочинении, впоследствии ходила на все концерты, где исполнялась моя музыка. Мой папа, Адриан Ростовский музыкальной грамоты не знал, однако, работая артистом в Малом драматическом театре у Льва Додина, был вынужден при необходимости брать в руки гитару, балалайку, гармонь (все что угодно!) и за короткое время выучивать мелодии любой сложности.
Тем же талантом мог похвастаться мой дорогой дед, Витаутас Раманаускас Он даже был членом Союза композиторов Казахстана, писал веселые песни, сам же их исполнял, и при этом все подбирал по слуху. Мой прадед, Леонас Раманаускас, начальник литовского порта Швянтои, знал, приглашал в гости, и музицировал с самим Федором Шаляпиным!
Дилижансы и васильки
Когда мне было 16 лет, о моем творчестве узнала Елена Юрьевна Сапетина, прекрасный человек и педагог, которому я обязана многим. Она поверила в мои способности, услышав кое что из моих «Дилижансов», «Васильков» и «Рондо», и предложила мне факультативно заниматься композицией с Натальей Николаевной Карш. Это случилось в 1995 году. Наталия Карш — чудесный педагог и композитор, член Союза композиторов Санкт-Петербурга. В ее творчестве широко представлены самые разнообразные жанры - от камерных инструментальных и вокально-хоровых миниатюр до циклических полотен и опер. Н. Карш очень аккуратно, ненавязчиво, чтобы не спугнуть меня, разговаривала со мной о том, что я уже написала. В первый раз кто-то давал оценку форме, гармониям, мелодии моих первых сочинений. Это было удивительно, интересно, необычно, и почти всегда приятно. Благодаря инициативе Н. Н. Карш я написала новогоднюю песню для женского ансамбля и фортепиано. Песня понравилась, и даже прозвучала в канун нового года в эфире Дома Радио. Кто бы мог подумать, что через много лет я буду работать там ведущей радиоэфира, редактором музыкальных программ?
Когда мне было 13 лет, у меня появилась сестра, этому я была безумно счастлива. Конечно, я сочиняла для нее стихи, песни, пьесы для фортепиано. Ей нравилось сидеть у меня на коленях и заливаться от хохота, когда я пела «про червяка», про «черепаху» и других ползающих и летающих, сочиняя что-то на ходу. Ее любовь к совместному музицированию вдохновляла меня на творчество.
Важно иногда дарить коробки конфет
После окончания школы (я училась на хоровом отделении у Льва Аншелеса), родители встали перед выбором «куда меня отдать». Поскольку из меня «делали хоровика», я решила поступать на хорово-дирижерское в училище Римского-Корсакова, начала ходить на подготовительные курсы. Через полгода мы подарили на новый год коробку конфет педагогу, которая вела групповые занятия, и она, вдруг призналась, что у меня идет сип, и, скорее всего, несмыкание связок. Поэтому «мы, конечно, можем и дальше ходить на подготовительные курсы, но толку от этого не будет». С тех пор я поняла, как важно иногда дарить коробки конфет. К фонеатору сходили, и, действительно, обнаружили несмыкание от рождения. Погоревав, решили, что теоретико-композиторское отделение училища имени М. П. Мусоргского как нельзя лучше подходит для меня: там можно совершенствовать свои композиторские способности.
Училище
В училище я провела свои самые веселые, самые захватывающие дух молодые годы. Атмосфера бесконечного терпения, уважения к студентам меня потрясла, и я полюбила это место навсегда. После окончания училища я, не имея сил расстаться с ним, даже стала работать в его библиотеке. С благодарностью вспоминаю библиотекаря Таисию Ивановну, которая всегда сочувствовала студентам в сессию. Лидия Зиновьевна Климовицкая стала для нашего курса настоящей мамой. Она учила нас не только писать диктанты, модулировать, избегать параллельных квинт, она учила житейской мудрости: не завидовать, не отчаиваться, быть активными, сильными, смелыми. О ней — мои самые светлые воспоминания. Наталья Петровна Никитина, Наталья Георгиевна Петропавлова, Алла Константиновна Нефедова, Борис Аронович Кац и многие многие другие... Те знания, то тепло, терпение, которые эти люди излучали — бесценный подарок на всю мою жизнь. Благодарю их за то, что они есть. Я, как педагог, надеюсь часть того, что впитала в себя на уроках в училище, передать своим ученикам.
Ирония судьбы была в том, что поступив в училище, я, конечно, стала ждать в расписании предмета «композиция». Однако оказалось, что этого предмета в училище нет по техническим причинам. (Предмет «композиция» появился ровно после того, как я окончила училище и поступила в Консерваторию).
В первую и третью?! Это как?
Лидия Зиновьевна Климовицкая, узнав о том, что я пишу музыку, порекомендовала мне обратиться к Владимиру Николаевичу Соколову, который преподавал в Союзе композиторов. Помню свое первое знакомство с В. Н. Соколовым. В субботу я пришла в по-осеннему уютный особняк Монферрана, поднялась по резной лестнице наверх, прильнула ухом к тяжелой двери красной гостиной. Как только звуки за дверью затихли, я постучалась и вошла. В красивейшей гостиной, будто излучавшей красное сияние от камина, было несколько человек, и В.Н.Соколов, который тут же обратился ко мне.
«Как вас зовут?
-Антонина
Вы пришли на занятия композицией?
-Да. Я хотела узнать, в какие дни вы занимаетесь.
-Во первую и третью субботу месяца. - от волнения я совершенно не поняла, что этот человек имеет в виду и спросила на свой страх и риск.- В первую и третью?! Это как? - Дело в том, что Владимир Николаевич обладает невероятным терпением. Он абсолютно спокойным тоном, ничем не выражая своих чувств, сказал:
Видите ли, в месяце обычно бывает четыре недели, не так ли?
-Так, - я уже начинала краснеть.
- И, стало быть, в месяце всегда есть первая, вторая, третья и четвертая субботы.- Я уже не знала куда деваться от его смеющихся глаз.
-Так вот, мы занимаемся в первую и третью субботу месяца.
Так состоялось мое знакомство с В. Н. Соколовым, без которого я бы не стала тем, кто я есть. Вначале я приносила свои любимые вещи, играла, слушала его мнение. Потом стала получать задания написать небольшую пьесу, цикл пьес. Хорошо помню, как работала над циклом «Кухня», в который входили миниатюры «Кофейная чашечка», «Блюдце», «Терка» др. Четыре года я исправно приходила в каждую первую и третью субботу месяца, смотрела, как Владимир Николаевич преподает, как критикует, как наставляет, как вдохновляет, как призывает поверить в себя и не останавливаться на достигнутом. Недавно на свое 80-летие Владимир Николаевич пожелал мне (это в его духе пожелать что-то мне на свой юбилей!) делать свою жизнь «интересней». Это его пожелание — одно из самых странных и самых емких пожеланий за всю мою жизнь.
Владимир Николаевич Соколов
Секрет преподавательского искусства Владимира Николаевича Соколова раскрывается передо мной постепенно. Год за годом я стремлюсь к тому чтобы быть похожей на своего профессора, надеюсь, что мне это хотя бы в малой степени удается, и все время задаюсь вопросом, по каким же «учебникам» В. Н. Соколов работает со своими учениками?
С самого первого года знакомства мне захотелось перенять его искренний интерес к каждому ученику. Для этого нужно было перестать раздавать бесконечные советы, и ставить перед учениками вопросы. Да такие вопросы, над которыми бы он задумался серьезно, и возвращался к этим вопросам снова и снова. «Душа обязана трудиться».
Владимир Николаевич как никто умеет обесценить значение повседневных забот (какими бы важными и сложными эти заботы ни казались), и направить твой ум к неожиданным, высоким задачам. Редко кому удается подняться над суетой этого дня и заглянуть в будущее... Этому и учил меня В. Н. Соколов.
Владимир Николаевич как правило жизнерадостен, и это позитивное отношение к жизни, к себе самому, к творчеству музыкантов прошлого передает своим ученикам. Чтобы этому учить надо самому быть таким...
Больше всего меня восхищает, то, что Соколов не пестует свои собственные идеи в произведениях учеников, как это, увы, довольно часто случается с педагогами композиции. Творчество - это же своя собственная коллекция выбора. И мало кому понравится, когда это многообразие вариантов вдруг ультимативно ограничится педагогом до одного единственного варианта. Соколов никакого грубого навязывания себе не позволяет, что разумеется вызывает восторг, ведь получается...что можно всё, лишь бы было убедительным, лишь бы не было безвкусицей.
И ведь что меня всегда удивляло? Что при отсутствии запретов (на форму, фактуру, инструментовку, гармонию) у меня, как у ученицы, не было ощущения развращающей вседозволенности: Владимир Николаевич всегда высказывал довольно определенное мнение по поводу написанного фрагмента, и оно далеко не всегда было положительным. В. Н. Соколов никогда не заставлял меня следовать своим советам, но его мнение зачастую было для меня определяющим.
Разумеется, добиться впечатляющего результата невозможно без усвоения творчества мастеров прошлого. Соколов всегда призывает к изучению музыкального мирового наследия, а значит к развитию вкуса и культуры. Для него это «чувство вкуса» и «культура» - не пустые слова, а знак качества музыки.
Незыблемая вера в ученика — основание взаимоотношений В. Н. Соколова с учениками. Можно ли научиться так верить в своих учеников?
Мне кажется, что целью своего обучения Владимир Николаевич всегда ставит повышение самооценки ученика. Не - поступление в Консерваторию, не написание крупной формы, не победа в конкурсе. Все эти мелочи — лишь ступеньки на пути к главной цели — созданию непоколебимой веры в себя, в умении поставить достойную задачу и двигаться к ней столько, сколько на это потребуется времени.
Личность ученика в процессе обучения у В. Н. Соколова не деформируется, не «перекраивается», а эта деформация, к сожалению, часто происходит с учениками известных композиторов. Вспомним и те случаи, когда ученики попросту перенимают манеру своих педагогов, продолжая их, а не свой собственный музыкальный путь.
В этом щадящем, «мягком» преподавании скрывается обаятельная интеллигентность В. Н. Соколова, которую сразу же хочется перенять, унести с собой, запечатлеть, примерить на себя. Эта интеллигентность базируется на здоровой, адекватной (не без самоиронии) уверенности в себе. Наверное, эту уверенность и интеллигентность и берут с собой в дальнейший путь все ученики Соколова. Это так необходимо каждому в самостоятельной работе...
Еще одно качество, без которого я никак не могу представить себе Владимира Николаевича, это — терпение. Терпение, которое отражается в бесконечных (но деликатных) напоминаниях о задачах каждого отдельного ученика: «Когда вы закончите свою работу? Когда вы подадите документы на участие в конкурсе? Когда вы сделаете запись своего произведения?» И все это с неизменной благожелательностью, с уважением к каждому несмотря на профессиональный уровень и возраст учащегося.
Я надеюсь, что когда-нибудь мне удастся в полной мере перенять этот стиль преподавания, а это прежде всего означает - развить необходимые душевные качества у себя самой.
Консерватория
В 2000 г. я с красным дипломом окончила музыкальное училище им. М. П. Мусоргского и поступила в Консерваторию, сразу на два факультета: композиция и русская музыка нового и новейшего времени. Со временем поняла, что на двух стульях усидеть невозможно, и стала учиться только на композиции. Своим поступлением в Консерваторию я безмерно горжусь, так как трудиться пришлось немало.
Училась я у профессора Юрия Александровича Фалика. Юрий Александрович Фалик ушел из жизни 23 января 2009 года. Народный артист России, российский композитор и дирижёр, Юрий Александрович получил музыкальное образование в знаменитой Одесской средней специальной музыкальной школе-интернате им. П. С. Столярского, впоследствии окончил Ленинградскую консерваторию по классам виолончели у А. Я. Штримера (1960; позже аспирантуру под руководством М. Л. Ростроповича) и композиции у Б. А. Арапова (1964). В течение ряда лет руководил студенческим камерным оркестром консерватории. Был профессором Петербургской консерватории по классу композиции и инструментовки. В 1991—1992 годах он работал в качестве приглашенного профессора в Северо-Западном университете города Эванстона (штат Иллинойс, США). Многие камерные и хоровые сочинения Юрия Фалика часто исполняются европейскими и американскими ансамблями и хоровыми коллективами. Его симфонические произведения включали в свой репертуар дирижеры Е. Светланов, Г. Рождественский, М. Янсонс, В. Гергиев, А. Дмитриев, Ю. Домаркас (Литва), В. Ямпольский (США), Марио ди Бонавентура (США), Ш. Эдварс (Великобритания).
Особое место в творчестве Ю. Фалика занимала хоровая музыка. Это «Литургические песнопения» для солистов и хора a cappella на тексты «Молитвослова», Концерты для хора a cappella (стихи И. Северянина, М. Цветаевой, Б. Пастернака, А. Пушкина, А. Ахматовой и Н. Гумилева), «Книга канцон» (стихи европейских поэтов XI—XVII вв.) и др. Вряд ли кто-то из музыкантов не знает его знаменитой «Незнакомки» на стихи Блока.
Я проверила рояли, они оба хуже!
В 2000 году я окончила курсы повышения квалификации по программе «Компьютерные технологии в искусстве и СМИ». Специализация «Музыкальная информатика» (ГУАП). Это мне очень помогло в освоении музыкальных программ Finale, Samplitude, без которых труд композитора невозможен. Мне посчастливилось попасть в класс фортепиано к кандидату искусствоведения, профессору Санкт-Петербургской консерватории Аде Бенедиктовне Шнитке. Безумно интересные занятия, море юмора, строгий, серьезный подход к делу — вот что было на ее уроках. Помню одну из коронных фраз Ады Бенедиктовны. В консерваторских классах иногда стоит не один, а два рояля. Когда Ада Бенедиктовна брала класс для занятий, она обыкновенно проверяла, который рояль звучит лучше и предлагала мне садиться за него, а сама сидела за вторым роялем, исправляя online мои ошибки. Как-то я зашла в класс с двумя роялями, и Ада Бенедиктовна, хмурясь, сказала:
-
Тоня, я проверила рояли, они оба хуже!
Именно благодаря Аде Бенедиктовне в 2004 году издательством «Композитор» был выпущен мой первый авторский сборник «Веселый разговор». Кстати, веселые рисунки к каждой пьесе рисовала моя талантливая сестра. К счастью пьесы из этого сборника исполняются учащимися музыкальных школ и Домов и Дворцов творчества. Иногда мне «вконтакте» пишут дети, что они играли мои пьесы на концерте или экзамене, спрашивают, нет ли еще чего-нибудь специально для них. Мне это очень приятно, я отвечаю всем, и по возможности присылаю ноты, иногда адаптируя их под нужные инструменты.
«Третья, пятая и девятая»
Моя любимая музыка...
Все музыканты, отвечая на этот вопрос, понимают, что они не скажут и сотой доли правды, ведь сегодня тебе нравится одно, а через год — другое. Поразит одно, но слушать дома ты будешь иное. Из самых ярких впечатлений детства - симфонии Бетховена. Началось все с того, что я «мучала темы» Бетховенских симфоний чтобы сдать экзамен по музыкальной литературе. В учебнике они выглядели совершенно бесцветно, без фактуры, без гармонии, без инструментовки, без нужного темпа и артикуляции. И вот накануне экзаменов нам позвонила знакомая знакомых и сказала, что готова отдать все свои пластинки, лишь бы мы только приехали и забрали их. Классики в этой коллекции было много, и пластинки оказались через некоторое время у нас дома. Ночью, когда все уже спали, я стала слушать бетховенские шедевры на проигрывателе в огромных неудобных наушниках. Как известно от студентов у Бетховена только три симфонии «третья, пятая и девятая», но я послушала еще и седьмую, и шестую. Безграничная радость от открытия такого Колосса, как Бетховен, от жанра симфонии захватили меня в ту ночь...
В те же годы я впервые услышала Adagio Барбера, и тотчас полюбила его, не зная имени композитора. Через много лет я вновь услышала эту музыку, и моментально вспомнила. Кстати, в первый день нашего знакомства с Соколовым, он естественно стал спрашивать меня, музыку каких композиторов я люблю. Мне тогда было 16. Я медленно называла имена:
- Гершвин... (пауза), Гайдн... (пауза).- Владимир Николаевич продолжает за меня.- И наверное Григ, да?- немое изумление! -
- Откуда вы узнали?
- Владимир Николаевич улыбается. - Ну фамилия этого композитора тоже начинается на букву «г».
Мы боялись мажорных и минорных трезвучий
Во время обучения на меня произвела большое эмоциональное впечатление музыка Филиппа Гласса, Витольда Лютославского. Франсиса Пуленка.
В Консерватории от нас хотели своего собственного стиля, мы почему-то очень боялись мажорных и минорных трезвучий, они были почти что под запретом. Надо было выдумывать «музыкальные велосипеды», открывать каждому свою «музыкальную Америку». Не знаю, насколько это было правильным, но мы старались, как могли. На третьем курсе я написала Струнное трио (скрипка, альт, виолончель), которое оказалось очень интересным. Помню, как меня поздравил С. М. Слонимский, пожал руку Борис Тищенко. Это была настоящая победа! Кстати, во время обучения в Консерватории я посещала занятия по композиции Бориса Тищенко, несколько раз Cергея Слонимского. Первый час каждого понедельника и четверга они посвящали слушанию музыки. Причем предваряли все это безумно интересными рассказами об этой музыке, о личности композитора, о своем к нему отношении. Оба — великолепные рассказчики, они заражали любовью и нелюбовью к произведению, обращали внимание студентов к мельчайшим деталям инструментовки, голосоведения, гармонии, формы.
Моя жизнь на радио
В 2004 году я окончила композиторский факультет Санкт-Петербургской государственной консерватории и начала работать в Редакции художественных программ радио «Петербург» редактором и ведущей музыкально-информационного канала «Полдень». Это большое счастье — работать в таком месте как Дом Радио на Итальянской 27, ведь Радио «Петербург» — одна из первых радиостанций Санкт-Петербурга и России, точка отсчета - 24 декабря 1924 года!
Ленинградское радио не прерывало своё вещание в блокадном городе. И радио тогда было для ленинградцев единственным источником информации, способным поддержать людей в столь непростые годы. Как говорила Ольга Берггольц: «Нигде радио не значило так много, как в нашем городе в дни войны». Помимо Ольги Берггольц, у микрофонов Ленинградского радио в дни войны выступали Всеволод Вишневский, Николай Тихонов, Дмитрий Шостакович, Мария Петрова, журналисты Моисей Блюмберг, Лазарь Маграчёв, Матвей Фролов и многие другие.
9 августа 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, и Ленинградское радио вело трансляцию концерта из Большого зала Ленинградской филармонии. И за всё время трансляции Ленинградской симфонии на осаждённый город не обрушилось ни одной авиабомбы, ни разу не прозвучал сигнал воздушной тревоги.
Мне очень повезло работать и учиться у прекрасных радиоведущих Елены Гаевой, Татьяны Фомкиной, Виктора Субботина, Натальи Завьяловой, Ирины Смирновой, общаться с такими великолепными звукорежиссерами как Ирэна Степанова, которая в свое время работала с самим Святославом Рихтером! Моя жизнь на радио не была бы столь полной, если бы не Елена Васильевна Кийко. Елена Васильевна — заместитель начальника Управления радиовещания ТРК Петербург. В начале 90-х она возглавила инициативную группу редакторов, впервые вышедших в прямой эфир без операторов с программой «Диск-компакт», она открыла первую в прямом эфире интерактивную передачу «Отвечаем на ваши звонки», по ее инициативе была проведена серия прямых трансляций из 1 студии с приглашением публики. Прочие проекты в 1 студии позже проходили тоже по ее инициативе («Вновь в эфире Первая студия», «Дебют в Первой студии», фестиваль-конкурс «Три века классического романса», юбилейные авторские концерты композиторов С. Баневича, Г. Портнова, И. Цеслюкевич, столетие О. Берггольц, VI Российский музыкальный Гаврилинский фестиваль). Е. Кийко стала организатором таких творческих проектов как радиоканалы «Полдень» и «Петербургская культура», инициатором и участником цикла программ об истории радио «Говорит Ленинград в Петербурге», международных акций «Окно в Нидерланды» и многих других. Е. Кийко - лауреат творческого конкурса журналистов Северо-Запада «СеЗаМ», лауреат репортерской премии имени Матвея Фролова. Благодаря Елене Васильевне, ее поддержке, советам, и наставлениям, я не только освоила новую для себя профессию радио ведущей, но и нашла на радио применение своим композиторским способностям. В 2011 — 2012 гг. я стала автором джинглов эфира ТРК «Петербург». Работа над созданием джинглов была исключительно интересной и напряженной, так как надо было учитывать пожелания всей музыкальной редакции, осознавать свою ответственность перед коллегами. Благодаря инициативе Е.Кийко я стала автором музыки к различным инсценировкам: рассказы А. П. Чехова, И. Рутенина, В. Драгунского. Эти радиопостановки вошли в Фонд ТРК «Петербург».
За первые годы работы на радио я создала свои собственные авторские программы: «Орнамент», «Время детское», «Этюды о великих».
Хочется сказать спасибо
Параллельно работе на радио, я начала работу в Детской хоровой студии «Искра» педагогом композиции, концертмейстером, с 2007 г. – педагогом радиожурналистики. В 2007 г. моя образовательная программа «Музыкальная композиция» была выдвинута для участия в районном конкурсе образовательных программ в художественной номинации и заняла III место. На следующий год моя ученица Анастасия Ксенофонтова стала лауреатом I премии международного конкурса «Я — композитор». Мне хочется поблагодарить Художественного руководителя Детской хоровой студии «Искра», Заслуженного работника культуры В. А. Комарова и его дочь, педагога хора К. В. Комарову за исполнение моей хоровой музыки. С их помощью на сцене Дома (теперь уже Дворца) творчества, и в других концертных площадках города прозвучали мои произведения для детей: Семь песен для детей и взрослых «Рождество», «Три хора на народные тексты», «Песенка про змею», «Сидел на елке дятел», «Рыбки», «Море», фрагменты из цикла на стихи Таисии Леушинской и др. С этим циклом, кстати, Лауреат международных конкурсов, женский камерный хор Quellen стал победителем в конкурсе фестиваля современной православной духовной песни «Невские купола».
Среди исполнителей моей детской хоровой музыки - народный коллектив молодёжная капелла «Гармония» г. Гатчина, руководитель: заслуженный работник культуры РФ, член Союза концертных деятелей РФ, руководитель народного коллектива Молодежная Капелла «Гармония» г. Гатчина, лауреат международных конкурсов, художественный руководитель детского фестиваля «Гатчинская радуга» и молодёжного фестиваля современной музыки «Зеркало времени» Ирина Вячеславовна Роганова.
Также хочется сказать спасибо Детскому хору ТРК «Петербург», одному из старейших коллективов России. В своем родном Санкт-Петербурге этот коллектив стал визитной карточкой города и постоянным участником всех городских мероприятий. Художественный pyкoвoдитeль хopa и главный дирижер — Зacлужeнный Дeятeль Иcкyccтв Poccии, пpoфeccop Станислав Федорович Грибков.
В родной школе №26, Охтинском центре эстетического воспитания также неоднократно исполняется музыка моего сочинения, благодаря усилиям неутомимым и жизнерадостных энтузиастов Нины Романовой, Елене Наумовой и Елене Юрьевне Сапетиной.
В 2015 году для ансамбля солистов «Рождество» (художественный руководитель Ольга Ступнева) и ансамбля солистов Государственного Академического Русского оркестра им. В. В. Андреева, (художественный руководитель – заслуженный артист России Владимир Фомин) я написала рождественское сочинение «Колядки-загадки», которые были великолепно исполнены музыкантами 7 января 2016 года в Малом зале Филармонии. Для этого же состава в 2016 году был написан цикл «Жалобы» на стихи А. С. Пушкина. Надеюсь, с этими замечательными коллективами завяжутся теплые отношения и совместные творческие планы.